Об Узбекистане

В самой глубине Центральноазиатского региона, в прекрасном живописном оазисе расположился Узбекистан. Эта поистине сказочная страна влюбляет в себя в первого взгляда. Пленяет красота ее природы: изумрудная зелень листвы на фоне небесной синевы и белоснежных облаков. Поражает обилие древних памятников, ее старинная архитектура: настоящие восточные дворцы с устремленными ввысь куполами и минаретами. Вы найдете массу возможностей для активного туризма в Узбекистане, полного приключений, драйва и экспрессии.

Исторические города Узбекистана | Культура и традиции Узбекистана

Республика Узбекистан

Независимое государство в Центральной Азии, успешно воплощающее в жизнь реформы, вошедшее в международное экономическое сообщество, как полноправный его член. Узбекистан - необыкновенный край, самобытный, с богатым наследием. В годы независимости был дан мощный импульс для развития искусства и творчества во всех его проявлениях. Этому способствовал процесс возрождения национальных, культурных и духовных ценностей, а также выход Узбекистана на международную арену.

Местоположение
Республика Узбекистан расположена в центральной части Центральной Азии, между двумя реками - Амударьей и Сырдарьей. На северо-западе республики расположена Туранская низменность и горы Тянь-Шаня, а на юго-востоке - горные хребты Памир-Алая. Кызылкумская пустыня находится на севере. Узбекистан граничит с Кыргызстаном, Туркменистаном, Казахстаном, Таджикистаном и Афганистаном.

Климат
Климат в Узбекистане резко континентальный. Средняя ежемесячная температура зимой - от +10 до +3оC. Лето жаркое и сухое. В летний период температура колеблется от +35 до +45оC. Осень достаточно теплая.

Валюта
Все денежные расчеты производятся в сумах (UZS, код 153) - национальной валюте Республики Узбекистан, которая была введена в обращение 1 июля 1994 г. 1 сум состоит из 100 тийинов.
В настоящее время в обращении находятся следующие виды банкнот - 100, 200, 500, 1000, 5000, 10000 и 50000 сум. Пункты обмена валюты в основном располагаются в банках, на базарах, в отелях, в аэропорту и доступны в каждом городе Узбекистана.

Язык
Узбекский язык - государственный язык Республики Узбекистан и язык межнационального общения. До 80% населения могут изъясняться на русском языке. В некоторых регионах, таких как Самарканд и Бухара, коренное население говорит на таджикском языке.

| Путешествие по Узбекистану

Самарканд

Самарканд - Столица империи Тамерлана. На юго-востоке Узбекистана, в живописной долине реки Зерафшан, в окружении Памиро-Алайских гор раскинулся город Самарканд.Самарканд – удивительный город. Какие бы эпитеты не придумывали для него философы и поэты - Зеркало Мира, Сад души, Жемчужина Востока, Лик Земли - выразить всю его красоту и богатство словами, пожалуй, невозможно. Можно лишь воочию насладиться всем его блеском и великолепием.

За свою многовековую историю этот легендарный город на Великом Шелковом пути пережил времена подъемов и упадков, подвергался разрушительным набегам иноземных завоевателей, возрождался заново, становясь еще краше. Торговые пути на Запад - к Персии, на Восток - к Китаю и на Юг - к Индии переплетались здесь и формировали перекрестки Шелкового пути.

Среди завоевателей, вписавших своё имя в историю города, – Александр Македонский, Чингисхан и Амир Тимур, сделавший Самарканд столицей своей огромной империи. Во времена правления Улугбека, внука Тимура, Самарканд превратился в научный и культурный центр Среднего Востока.

Сегодня Самарканд – место, где бережно хранятся реликвии древности. Город внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО благодаря обилию сохранившихся здесь материальных и духовных ценностей. Уникальные памятники древнего зодчества, наследие научных и художественных школ, центры национальных ремесел, имеющиеся в древнем городе, славятся сегодня во всем мире. Подробнее...


Термез

Термез - древний центр буддизма
Город Термез расположен на правом берегу реки Амударья и является одним из древнейших городов Центральной Азии. Следы существования города на протяжении всей истории прослеживаются в различных местах вокруг современного города, отражая различные культурные слои, отображенные в исторических достопримечательностях.
В V—VI вв. город находился под властью Эфталитов, Сасанидов. С VII века в городе правила местная династия Термезшахов. В 705 году город захватили арабы. В IX—XII веках Термез — крупный город, торговый, ремесленный, научный и культурный центр. В это время длина оборонительных сооружений города составляла 10 километров, было 9 ворот. В IX—XII вв. Термез входил в состав государств Газневидов, Сельджукидов и Караханидов. В 1206 году город вошёл в состав государства Хорезмшахов. В 1220 году после двухдневной осады город был разрушен войсками Чингисхана, после того как жители отказались мирно сдаться.
Новый город был возведен восточнее старого города. Рю Гонзалес де Клавихо, посол, отправленный королем Кастилии Генри III ко двору Амир Тимура, дал такое описание этого нового города: "... Войдя в город, мы так долго шли через дворы и переполненные людьми улицы, что пришли домой уставшие и злые."
В XIX веке стал строиться новый город, он располагался на юге от своего прежнего местоположения в позднем средневековье, ближе к реке Амударья.
Значительную роль в развитии и идеологии древнего Термеза играл буддизм (в I-VII вв.). Неподалеку от Термеза во время археологических работ были обнаружены древние буддийские памятники культуры, которые возникли в те дни, когда Термез был одним из центров буддизма.
Подробнее...


Бухара

Священная Бухара – именно так почтительно называют узбеки этот славный город. Древнее поверье гласит: на все мусульманские города с неба нисходит благодатный свет, и только над Бухарой он поднимается к небу. Город не зря зовется «опорой ислама». Здесь сосредоточено небывалое количество мечетей, а также находятся усыпальницы многих исламских святых.

Действительно, Бухара не уступает Самарканду по обилию и значимости святых мест и архитектурных шедевров. А все потому, что у Бухары тоже весьма преклонный возраст: более чем 2000 лет стоит она под палящим азиатским солнцем, став за это время свидетельницей и разорительных войн, каждый раз восставая из пепла, и славных времен, когда город был крупным центром Великого Шелкового пути и столицей великого государства Саманидов. Именно эти персидские правители облагородили облик Бухары, возведя здесь прекрасные дворцы, усыпальницы, караван-сараи, медресе, мечети. Символами города стали культовые постройки этого периода – минарет Калян, мавзолей Саманидов и другие. А вот современный архитектурный облик восточного города Бухара приобрела, будучи столицей Шейбанидов и Аштарханидов, в XVI-XVII вв. 

До наших дней сохранились стены Арка - старинной цитадели и еще более 140 памятников, каждый со своим неповторимым стилем постройки, удивительные кварталы и узкие улочки старого города, где сохранились целые районы древней планировки. Здесь легко вообразить себя современником легендарного Ходжи Насреддина. Не зря некий американский историк сказал: «Если идти по улицам старого города, будет казаться, что ходишь по страницам истории». Подробнее...


Республика Каракалпакстан

На северо-западе Узбекистана расположена Автономная Республика Каракалпакстан (Каракалпакия). Почти тысяча километров во все стороны, а это более 80% территории республики, заняли жаркие пустыни.

С юго-запада к Каракалпакстану вплотную примыкает пустыня Каракумы, на северо-западе находится Плато Устюрт, а на северо-востоке пустыня Кызылкум. Каракалпакстан включает также южную половину Аральского моря, на высохшем дне которого теперь формируется новая солончаковая пустыня Аралкум и находятся пересыхающие низовья реки Амударьи.

Несмотря на экологические проблемы природа этой местности поистине уникальна. Исходя из геологических исследований почвы, учеными были сделаны выводы, что территория пустынь некогда была дном огромного моря. Даже сегодня здесь можно найти остатки древнего морского мира в виде останков древних морских животных мелового и кайнозойского периода.

Путешествуя по Каракалпакии, вы можете не только увидеть невероятные природные пейзажи, но и посетить развалины древних и средневековых памятников, так как территория является своего рода «археологическим заповедником». Сегодня здесь насчитывается свыше 300 археологических объектов. Когда-то, в глубокой древности территория Каракалпакии наряду с современной Хорезмской областью и прилегающими районами Туркмении составляла единое государство Древний Хорезм и являлась родиной зороастризма и священной книги Авесты. Подробнее...


Хива

Хива – город-музей, часть всемирного наследия

Хива, пожалуй, самый особенный узбекский город, история  которого неразрывно связана с историей легендарного государства Хорезмшахов со столицей в Ургенче.

Хива – очень древний город. Еще в X веке она упоминается как крупный торговый центр на Великом Шелковом пути. Все караваны, направлявшиеся в Китай и обратно, делали здесь остановку. С рассвета и до заката, пока были открыты крепостные ворота, через них нескончаемым потоком двигались вереницы навьюченных поклажей верблюдов.

В начале XVI века Хорезмское государство стало уделом узбекских кочевых племен, которые основали здесь Хивинское ханство. Однако Хива не сразу стала столицей ханства. Изменение русла Амударьи разрушило действующую столицу Ургенч. И в 1598 году Хива – этот маленький укрепленный городок – стала главный городом государства.

Еще в XIX веке Россия отвоевала часть Хивинского ханства, а спустя столетие, в 1919 году уничтожила и последнего хана из правящей династии. Так, Хива стала столицей новой Хорезмской Советской Народной Республики. В 1924 году земли Хорезмского оазиса вошли в состав современных Узбекистана и Туркмении. Подробнее...


Коканд

Коканд: крупный центр торговли Великого Шелкового пути
Город Коканд, расположенный в западной части Ферганской долины, один из древних городов Узбекистана. Первые письменные свидетельства о городе Хуканде, Хавоканде (старые названия города) встречаются еще в летописях X века. Город имел важное значение торгового центра на Великом Шелковом пути и в XIII веке, как и большинство центральноазиатских городов, был разрушен монголами.
Но всемирная слава к городу приходит в XVIII веке, когда он становится столицей богатейшего и развитого Кокандского ханства. В первой половине XVIII века неподалеку от нынешнего города (тогда территория Бухарского эмирата) родоначальник династии кокандских ханов заложил крепость Эски-курган (1732 г.), с которой собственно и начался новый Коканд, вскоре получивший старое имя, звучавшее теперь как «Кхук-канд» - «Кабаний город». Первоначально, это было небольшое, обособившееся от Бухарского эмирата, владение, но постепенно оно территориально расширилось.

Своей мощи ханство достигло в первой половине ХIХ века, когда его территория включала в себя большую часть современного Узбекистана, часть южного Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Китая. В состав Кокандского ханства входили также Ташкент и Чимкент. Это было большое, могущественное государство - перспективный торговый и религиозный центр. Только в Коканде насчитывалось более 300 мечетей и десятки медресе. Подробнее...

 


 

| Культура и традиции Узбекистана

Культура Узбекистана ярка и самобытна, она формировалась в течение тысячелетий и вобрала в себя традиции, обычаи народов, в разное время населявших территорию современного Узбекистана.
Свой вклад внесли в нее древние персы, греки, кочевые тюркские племена, арабы, китайцы, русские. Традиции многонационального Узбекистана нашли свое отражение в музыке, танцах, живописи, прикладных искусствах, языке, кухне и одежде. Узбекская культура представляет собой квинтэссенцию культур Центральной Азии, но при этом каждый регион Узбекистана имеет свои уникальные оттенки, что ярче всего проявляется в национальной одежде и местных диалектах.

Изобразительное искусство

Узбекское изобразительное искусство: история и традиции узбекской живописи. Восточные мастера всегда славились своим особым художественным талантом, который в полной мере проявился в отделке и украшениях величественных дворцов, мавзолеев и других культовых зданий. Как правило, основные мотивы узбекского творчества – это орнамент, узор и каллиграфия. Исламские традиции запрещают изображение людей и животных, поэтому мастера принялись развивать более абстрактные направления, доведя их практически до совершенства. Позже появляется новый вид изобразительного узбекского искусства – миниатюра – маленькие яркие красочные картинки, покрытые лаком, украшали интерьеры дворцов и богатых домов.

В XIV-XV веках – эпоху правления Тимуридов – во всеобщем культурном подъеме пережило свой небывалый расцвет и узбекское изобразительное искусство. В самаркандских мавзолеях сохранились детали изумительных пейзажных росписей. Некоторые дворцы Амира Темура украшались живописными панно с портретами самого правителя, его жен, сыновей и сподвижников, с богатыми, пиршественными сценами. В это время рождается творчество Камолиддина Бехзода – величайшего художника средневековья, непревзойденного мастера восточной миниатюры.


 

Литература

В основе развития современной узбекской литературы лежит богатый народный фольклор – устное народное творчество. Народом сочинялись и передавались из уст в уста героические эпосы, персонажами которых становились богатыри, боровшиеся против угнетателей и поработителей, изображенных в образах злых сил. Так создавлись эпические произведения узбекского фольклора «Кёр-оглы» и «Алпамыш». Поэма «Алпамыш», повествующая о мужестве и отваге узбекских богатырей, пережила столетия и стала настоящим памятником восточной литературы.

Другим поистине народным произведением стал цикл латифа – баек и сказаний об Афанди – Ходже Насреддине – ловком, остроумном хитреце, который своими проделками преподносит урок жадным богатеям и власть предержащим.

В XI веке создается множество произведений, в основу которых положены религиозные нормы исламской морали. Это поучительные поэма «Кугадау Билиг» («Знание о Благодати» или «Наука о Счастье») (1069 г.) Юсуфа Хас Хаджиб Баласагуни (Юсуфа Баласагунского), поэма «Хибат аль-Хакаик» («Подарок истин») Ахмада Югнаки и особенно «Словарь тюркских наречий» (1072-74 гг.), составленный Махмудом Кашгари.

 


Музыка

Традиционная узбекская музыка имеет древние истоки. Фольклорная узбекская музыка, музыка из народа, подразделяется на множество жанров.Среди них колыбельные и детские песни, обрядовые, трудовые и бытовые песни, песни-диалоги, песенно-танцевальные, лирико-протяжные.

Классика узбекской музыки – это макомы – особый музыкальный жанр, которому свойственно протяжное трогательное исполнение. Их поют лирические певцы на стихи поэтов Востока (Джами, Навои, Фузули, Хафиза, Увайси, Надира, Мукими, Огахи и др.). ЮНЕСКО включила «шашмаком» традиционную музыку Узбекистана и Таджикистана в список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества. Говорит о богатстве узбекских музыкальных традиций и разнообразие народных инструментов: струнно-смычковые – гиджак, кобуз, сетор и сато; струнно-щипковые – домбра, дутар, танбур, уд и рубаб; струнно-ударный чанг; духовые язычковые – сибизик, буламан, сурнай и кошнай; духовые флейтовые – най и гаджир-най; медные духовые – карнай; ударные – дойра, нагора, чиндаул, сафаиль, кошук и др.

 


Народные ремесла

Декоративно-прикладное искусство Узбекистана – это самобытное и эксклюзивное творчество народных мастеров, ремесленников, передающих свое умение из поколения в поколение. Вкладывая в каждую вещь частичку души, они на протяжении веков создавали уникальные образцы изделий: будь то утварь для дома или украшение жилища, неповторимая ткань для праздничного платья или особая посуда.

Творения ферганских, самаркандских, бухарских, хивинских и других мастеров издавна славились далеко за пределами родины и продолжают вызывать интерес у любителей прекрасного со всего мира. Разнообразные школы вышивки сюзане и керамики, тюбетейки самого разного вида и предназначения, национальные ножи-пичаки на каждый случай, шелковые и шерстяные ковры, шелк и чеканка - чудесные работы, вот уже многие века создаваемые руками местных мастеров и мастериц составляют неповторимую экзотику Узбекистана.

На территории Узбекистана в течение веков формировались своеобразные центры и школы народных художественных ремесел. У каждого региона свое направление. Наманганский Чуст широко известен своими тюбетейками и ножами, ферганский Риштан - лазурной керамикой, древний Маргилан - радужно переливающимся атласом, священная Бухара - золотым шитьем.


Изготовление пичаков

Пчак или пичак (узб. Pichoq — «нож») — национальный нож среднеазиатских народов — узбеков и уйгур. Традиционно имеет прямой широкий клинок из углеродистой стали клиновидного сечения с односторонней заточкой, иногда с узким долом вдоль обуха. Тонкая круглая в сечении рукоять крепится на уровне обуха, слегка расширяется к головке, иногда оканчивается клювовидным навершием. Она может быть сделана из рога, кости или дерева, также наборной из цветного камня. Пчак носится в широких прямых кожаных ножнах. Распространён по всей Средней Азии с небольшими отличиями в орнаменте и пропорциях.

Сам нож замечательно подходит для нарезки мяса и овощей. Считается хорошим подарком мужчине и незаменимым помощником на кухне.

Янгигисар, древний уйгурский город в Восточном Туркестане, — наиболее известный район изготовления традиционных ножей. В этом городе есть старинные семьи оружейников, из поколения в поколение занимающихся этим ремеслом.

Клинок пчака имеет клинообразное поперечное сечение и сужающийся к острию обух. Клинок достаточно широкий, что еще более подчеркивается тонкой, смещенной вверх рукоятью, так, что верхняя ее сторона продолжает линию обуха. Часто клинок по всей длине имеет одинаковую ширину. У некоторых пчаков, особенно имеющих несколько поднятое относительно линии обуха острие, клинок может немного сужаться от рукояти к кончику.

 


Соколиная охота

Традиционная охота с использованием прирученных хищных птиц известна с глубокой древности. Соколиная – ее общее название. Это могут быть соколы, ястребы, орлы и другие ловчие птицы. С развитием сельского хозяйства и появлением оружие ее популярность сошла на нет.

Чаще всего на охоту отправлялись с ястребами-тетеревятниками, балобанами, кречетами и сапсанами, причем последние два вида хищных птиц были на особом счету у многих охотников. Сапсан — это крупный представитель семейства соколиных, который отличается невероятной красотой. Только его на Руси называли «сокол», сравнивали с ним доблестных воинов и посвящали ему былины и легенды.

Полный текст статьи по адресу:

Чаще всего на охоту отправлялись с ястребами-тетеревятниками, балобанами, кречетами и сапсанами, причем последние два вида хищных птиц были на особом счету у многих охотников. Сапсан — это крупный представитель семейства соколиных, который отличается невероятной красотой. Только его на Руси называли «сокол», сравнивали с ним доблестных воинов и посвящали ему былины и легенды.

В современное время соколиная охота не утратила своей актуальности и продолжает быть не менее популярной, чем несколько столетий назад. Все больше появляется настоящих ценителей охоты с помощью ловчих птиц, которые старательно возрождают древние традиции.

Полный текст статьи по адресу:

В современное время соколиная охота не утратила своей актуальности и продолжает быть не менее популярной, чем несколько столетий назад. Все больше появляется настоящих ценителей охоты с помощью ловчих птиц, которые старательно возрождают древние традиции.

 


Традиционная кухня

Ароматный плов, сочная самса, шурпа и аппетитные манты – это далеко не полный список блюд, которые сделали узбекскую кухню знаменитой. Но сейчас она узнаваема еще и благодаря особым рецептам, в основе которых лежат баранина и всевозможные овощи. Щедро приправленные специями и приготовленные в соответствии с кулинарными традициями тысячелетней давности, они удивляют и восхищают. И заставляют тех, кто их однажды отведал, возвращаться к ним снова и снова.

Исследователи утверждают, что кухня Узбекистана, которую мы знаем сегодня, сформировалась буквально 150 лет назад. Как раз в то время на территорию этой страны начали попадать популярные продукты, а ее повара стали осваивать кулинарные приемы, распространенные в Европе. С одной стороны это стало поводом для создания новых блюд, а с другой – лишь укрепило позиции рецептов с многовековой историей. Именно о них писали в своих работах Авиценна и другие не менее выдающиеся личности Средневековья. Тем не менее, углубляясь в историю, следует отметить, что на территории современного Узбекистана в разные времена проживали разные народы. Среди них были как оседлые земледельцы, так и кочевники-скотоводы. Именно их традиции и вкусы еще в IV-VII вв. положили начало современной узбекской кухне.

Исследователи утверждают, что кухня Узбекистана, которую мы знаем сегодня, сформировалась буквально 150 лет назад. Как раз в то время на территорию этой страны начали попадать популярные продукты, а ее повара стали осваивать кулинарные приемы, распространенные в Европе. С одной стороны это стало поводом для создания новых блюд, а с другой – лишь укрепило позиции рецептов с многовековой историей. Именно о них писали в своих работах Авиценна и другие не менее выдающиеся личности Средневековья. Тем не менее, углубляясь в историю, следует отметить, что на территории современного Узбекистана в разные времена проживали разные народы. Среди них были как оседлые земледельцы, так и кочевники-скотоводы. Именно их традиции и вкусы еще в IV-VII вв. положили начало современной узбекской кухне. По материалам https://edaplus.info/foods-world/uzbek-cuisine.html
Исследователи утверждают, что кухня Узбекистана, которую мы знаем сегодня, сформировалась буквально 150 лет назад. Как раз в то время на территорию этой страны начали попадать популярные продукты, а ее повара стали осваивать кулинарные приемы, распространенные в Европе. С одной стороны это стало поводом для создания новых блюд, а с другой – лишь укрепило позиции рецептов с многовековой историей. Именно о них писали в своих работах Авиценна и другие не менее выдающиеся личности Средневековья. Тем не менее, углубляясь в историю, следует отметить, что на территории современного Узбекистана в разные времена проживали разные народы. Среди них были как оседлые земледельцы, так и кочевники-скотоводы. Именно их традиции и вкусы еще в IV-VII вв. положили начало современной узбекской кухне. По материалам https://edaplus.info/foods-world/uzbek-cuisine.html

СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

100017, Узбекистан, г. Ташкент,
ул. Истикбол, 25